Осень 1989 года. Совхоз под Ленинградом; устный выпуск журнала «Крокодил». Перед выступлением – знакомство с жизнью коров. Огромное, на полторы тыщи голов, коровье гетто, жуткая вонь, тоскливое мычание...
Ведущий экскурсию парторг совхоза сыплет цифрами удоев... А содержание коров у нас, говорит, беспривязное.
Тут, глядя сверху на обтянутые кожей скелетины, я неосторожно спрашиваю: а как их кормят? Есть ли какие-то нормы питания? И как оно вообще организовано?
А парторг мне застенчиво так отвечает:
– Там есть корова-лидер.
– То есть? – не понял я.
– Ну-у... – Парторг помедлил, не зная, как еще объяснить, и наконец решился: – Она всех от кормушки отталкивает и жрет сама.
С тех пор я знаю, что такое лидер.
(В. Шендерович)
Вот и я с тех пор знаю :)) И невольно мне эта история вспоминается всякий раз, когда заходит речь о "лидерстве в отношениях" или о "воспитании лидерских качеств". Зачастую действительно ничего, кроме "коровы-лидера", под этим не подразумевается.
А "та же картина" - это совсем старая байка из жизни послевоенного ИФЛИ (Литературного института):
Отставной полковник Львов-Иванов до того, как стать заместителем директора по хозяйственной части, был начальником военной кафедры... Выступая на собрании с речью об отсутствии у студентов должной дисциплины, он сказал:
— Дан звонок на занятия. Захожу в мужское общежитие. Сидит Мандель. Без штанов. Пишет стихи. Захожу в женское общежитие. Та же картина.
(Б. Сарнов)
Ну, а про антисоветчину и жеребятину - в следующий раз ;)