Сaballo_marino (caballo_marino) wrote,
Сaballo_marino
caballo_marino

Categories:

Про педагогику, праздное

Помимо обычных поучений: «ты же девочка!» или «ты же мальчик!», мы, наверное, все в детстве слышали еще много педагогических фраз, в которых половая принадлежность ни прямо, ни косвенно не упоминалась. Однако какие-то из них говорили почти только девочкам, а какие-то – почти только мальчикам. Во всяком случае, мне сейчас так помнится. Вот, например, несколько из тех, которые я воспринимала как исключительно или почти исключительно «девочковые», потому что в адрес мальчиков никогда не слышала. Возможно, у кого-то другой опыт.

«Просто отойди в сторонку».
В смысле – когда к тебе кто-нибудь пристает. Не давай, упаси бог, сдачи, ни кулаками, ни словесно, и, тем паче упаси бог, не жалуйся. Просто отойди в сторонку, там тебя никто не тронет.
Совет поражал как своей универсальностью (слышала постоянно от самых разных людей и по самым разным поводам), так и своим незамутненным идиотизмом. Что за «сторонки» такие, откуда они в школе? Что за волшебные такие островки безопасности, якобы доступные мне в любой момент? Я что, стану невидимой или неуязвимой, если сделаю шаг в сторону? Или у моего преследователя отнимутся ноги, или он корни пустит в школьный пол? Что помешает ему в эту «сторонку» следом за мной отойти? «Ну, не выдумывай глупости! – отвечали мне. – Что он, дурак, что ли?» «Нет, умный, конечно. Очень умный, оттого и лезет», – вздыхала я, уже скорее устало, чем ехидно. Я давно понимала, что перешибить эту странную веру нельзя ничем. На самом деле у меня всегда есть выход. Просто отойти в сторонку. А если я не хочу этим простым выходом воспользоваться, то кто же мне виноват, если не сама?


«Да кто на тебя будет смотреть?»
Это если ты отказываешься выйти на улицу в совсем уж непотребном или неподобающем случаю виде – переодеваешься из домашнего перед тем как идти в магазин за хлебом, например. Или переживаешь из-за каких-то явных недостатков внешности. Тоже было совершенно непонятно и раздражало. Почему вдруг на всех смотрят, а на меня не будут? Я прозрачная? Невидимая? Размером с козявку? Я же вижу, когда кто-то несуразно одет или нелепо причесан (хотя я, между прочим, близорука и вообще мало внимания обращаю на окружающих), чем я-то от других отличаюсь, что за мной другие люди, в большинстве своем лучше видящие и более любопытные, того же самого почему-то не заметят? Однако предположение, что на меня смотрят точно так же, как и на других, считалось почему-то доказательством крайней самовлюбленности и эгоцентризма.


«Тебе что, трудно было?»
Это когда ты где-то не подстелила соломки. Ну, скажем, укусила на улице собака – «а зачем ты по этой улице пошла, трудно, что ли, было обойти по другой?» «Но я же не знала!» «Ну и что? Трудно, что ли, было обойти?»
Как-то в школе, после урока рисования, мы все выливали в раковину воду из баночек, в которых мыли кисти. Когда выливала я, одноклассница подскочила и открыла кран. Холодная вода была отключена, и из горячего крана шел натуральный кипяток. Кожа у меня с руки просто снялась, как перчатка, слезла в раковину! Ожог лечили долго, а на руку смотреть потом было страшно еще года два, пришлось даже форму специально покупать с карманами, чтобы было куда этот ужас прятать, когда сняли бинты. Оказалось, разумеется, что виновата во всем я одна. Во-первых, тем, что у меня неправильная кожа. В доказательство учительница на секунду сунула под тот же кран свою руку – «видишь, только покраснело». Каким образом я оказалась ответственной за то, что у одиннадцатилетних в принципе кожа несколько тоньше, чем у сорокалетних, ума не приложу. А во-вторых и в главных – тем, что стала выливать воду там же, где все, а могла ведь выйти из класса и сходить вылить в туалет, и ничего бы не случилось. Ну и что, что я никоим образом не могла такую выходку предвидеть? Могла ведь вылить в туалет? Могла. Так кто ж тебе теперь виноват? Трудно, что ли, было?


«Четверка – это не отметка».
А это уже не мне, это другим. Для меня как раз четверки считались предпочтительнее, за пятерку можно было и наслушаться ворчания, что, мол, вечно эти старательные посредственности терпеливо высиживают себе успехи, а истинные таланты остаются в тени, потому что не любят зубрежку и рутину :)) Так что я особенно не упиралась, себе дороже. А вот другим девочкам – повторяли без конца. Для большинства девочек в принципе существовало, кажется, только две оценки – пятерка и не пятерка. Как родителям отличниц было почти безразлично, какая там «непятерка» портит дневник – масштаб катастрофы это существенно не меняло, так и родителей тех, на кого уже махнули рукой, поняв, что в отличницы все равно не вытянуть, не особенно волновало, что там у неудачной дочери в табеле – четверки или двойки. Раз уже не отличница, «покатилась по наклонной плоскости» – катись дальше, теперь уже все равно. Для мальчиков же разница между тройкой с плюсом и четверкой с минусом была весьма существенной, ее сразу замечали и родители, и учителя. Подтянулся, молодец – или скатился, оболтус.

А вы помните что-нибудь подобное из своего детства? Или для вас все эти воспитательные фразы были внеполовыми? Или тоже были «девочковые» или «мальчиковые», но какие-то другие? Или вообще ничего похожего не было?
Tags: дети, само собой и вообще
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 108 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →