Сaballo_marino (caballo_marino) wrote,
Сaballo_marino
caballo_marino

Categories:
В который уже раз читаю, что "так называемые одаренные дети" (в основном просто рано читающие, это, по-моему, самая главная педагогическая страшилка сейчас, но теперь уже взялись и за тех, кто слишком любит слушать, как читают) на самом деле - ущербные, недоразвитые. У них не работает фантазия, они не умеют играть, вот и цепляются в качестве компенсации за книжки, за буквы и цифры. Нужно гнать их от этих недетских занятий и упорно, через "не хочу", приучать к сюжетно-ролевым играм, которые развивают воображение и эмоциональный интеллект.

Я не детский психолог и вообще не психолог. Более того, я упертое чайлдфри. С маленькими детьми мне общаться примерно так же легко, как с пьяными. Альтернативная логика плюс эта самая эмоциональность... нет, это меня не то чтобы сильно раздражает само по себе, я просто не умею с этим взаимодействовать. Понимать, кажется, иногда способна, со стороны наблюдать бывает интересно, но не дай бог как-то вовлекаться в это самой - я через пять минут по потолку бегать буду. Так что, с одной стороны, понятно, что там мои суждения весят :))

С другой стороны, у меня зверски хорошая память. И ощущения такого вот ребенка, которого в три, четыре, пять лет от книжек не оторвать, зато играть в дочки-матери, в магазин и в "больничку" никаким калачом не заманишь, я отлично помню изнутри.

Я эти игры терпеть не могла вовсе не за то, что в них нужно было "проявлять фантазию"! Я просто не хотела ее проявлять так, не видела в этом никакого смысла. Мне упорно казалось, что фантазия человеку дана совсем не для этого! Самыми бесполезными для игры предметами мне представлялись кукольные коляски и посуда, и ни подаренный ко дню рождения набор врачебных инструментов, ни стиральная машина с по-настоящему вращающейся центрифугой так ни разу и не использовались по прямому назначению. Стандартная сюжетно-ролевая игра ("вот я покормила лялю с ложечки, а теперь буду катать в коляске, а она будет кричать: "агу!", "куклы и мишка сели вокруг стола на стульчики, попили чай, а потом легли спать", "взвесьте мне, пожалуйста, полкило конфет и сто грамм колбасы", "откройте рот, скажите "а-а-а!") убивала как раз бессюжетностью. Человек читающий, да даже и просто любящий слушать сказки и истории, в этом смысле уже слишком избалован, у него к сюжету требования куда более серьезные :)) Когда люди или звери просто едят (или кормят кого-то), пьют чай, варят суп и покупают конфеты в магазине - это же значит, что в их жизни ничего не происходит. Как в это играть? Зачем? С точки зрения воспитателей, моя проблема была в том, что я, по скудости воображения, просто не могла представить, что песок в кастрюльке - это кашка, только поэтому мне и скучно было сидеть и мешать его палочкой, как делают все нормальные девочки в песочнице. С моей тогдашней точки зрения, использовать воображение для того, чтобы представлять себе дурацкую кашку, давным-давно осточертевшую уже и в реальной жизни, - это даже не гвозди микроскопом забивать, а вроде как взять скрипку и колотить ей по батарее. А что, тоже звук.

При этом вообще-то я играла не меньше, а, пожалуй, больше других детей. Мои игрушечные звери и куклы убегали из дома, спасались от стихийных бедствий, совершали подвиги, правили сказочными государствами или, наоборот, работали служанками у вздорных и капризных королей, путешествовали, попадали из нормальной жизни в сказку или из сказки в нормальную жизнь, бывало, занимались и более прозаическими делами - учились в школе, строили дома, шили одежду, влипали в какие-то житейские недоразумения, ссорились и мирились - но почти никогда не спали, не ели и не покупали продукты в магазине, потому что эти процессы меня никак не затрагивали эмоционально и никакого воображения не будили. Разумеется, эти придуманные сюжеты, отчасти навеянные прочитанным и услышанным, усложнялись с возрастом, но со стороны (если я играла одна) это выглядело примерно одинаково: ребенок тупо передвигает по полу или по столу бумажные или пластмассовые фигурки, а то и просто сидит перед ними, уставившись в одну точку. Думаю, если бы кто-то был в то время особенно озабочен моим развитием, такое застревание и впрямь могло бы напугать.

"Козетта посадила Катерину на стул, а сама села перед нею на пол и, неподвижная, безмолвная, погрузилась в созерцание.
— Играй же, Козетта! — сказал незнакомец.
— О, я играю!"


"Сестраааа!" - тут же отзывалось в моей пятилетней душе.

Отношения со взрослыми у меня в то время были в основном взаимно снисходительными: они спокойно обсуждали свои дела при туповатом ребенке, который даже играть толком не умеет, а значит, точно еще ничего не соображает, а я так же свысока усмехалась про себя: "А вот если бы вы знали, о чем я сейчас думаю, вот бы вы обалдели!"

Словом, похоже, что при всей любви к логическим играм и головоломкам, при всей приверженности к знакам и символам (читать и считать я научилась очень рано и легко, будто по волшебству), я была не столько безэмоциональным и лишенным фантазии сухарем, сколько оголтелым и неисправимым романтиком :))

Но вот что правда, то правда - такие дети, скороспелые читатели-мечтатели, в каких-то отношениях действительно долго не растут. И сама я такой была, и сейчас в детях похожего склада часто вижу эту инфантильность. Так что, может, тревога тут и оправдана - блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел... Но вот чем именно блажен? В чем блаженство тех, кто невовремя, я хоть по опыту знаю - у них действительно очень интересное и насыщенное детство, может, поэтому оно и запоминается так хорошо, может, поэтому и долго не уходит. А вот минусы? В чем они и точно ли настолько перевешивают плюсы, что нужно срочно поправлять дело любыми средствами? И поправимо ли оно вообще? Все-таки мне сдается, что самый распространенный ответ - про неразвитость воображения - это сильное упрощение и вообще не в ту степь.
Tags: дети, само собой и вообще
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 180 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →