http://sherlock-series.livejournal.com/1333967.html
http://sherlock-series.livejournal.com/1334743.html
http://sherlock-series.livejournal.com/1336186.html
http://sherlock-series.livejournal.com/1338714.html
http://sherlock-series.livejournal.com/1339243.html
http://sherlock-series.livejournal.com/1340031.html
Надо сказать, меня тоже удивляет трактовка любых несовпадений с ожидаемым как режиссерского промаха. В последний раз я так удивилась, когда смотрела "О мышах и людях" в постановке Анны Шапиро: пожалуй, все, что считается недостатками этого спектакля, мне показалось тем самым, ради чего его, собственно, и стоит смотреть! С "Гамлетом" вышло не совсем так, тут я не столь категорична. Но тоже...
В частности, по поводу "нехаризматичного" Клавдия - тут я как раз вздохнула скорее с облегчением: как по мне, ни значительность, ни обаяние этому персонажу решительно не идут. Не его это трагедия. Зато как значителен и обаятелен он в собственных глазах! Как наслаждается торжеством справедливости, наконец-то получив все то, чем по какому-то недоразумению так долго владел брат вместо него, достойнейшего! И в Гамлете-то он поначалу не столько чует опасность, не столько пытается его умиротворить, когда набивается в отцы, сколько механически пригребает к общей куче захваченных трофеев.
Что же касается самого Гамлета... Самый ехидный отзыв, какой я слышала: "Это не "Гамлет". Это "В поисках радости"!" Примитив, мол, подростковые проблемы. Признаться, меня этот принц в первые минуты тоже несколько смутил. Нет, не то чтобы инфантильностью... Если согласиться, что "взрослые - это те, что хотят стать детьми, дети - это те, что хотят стать взрослыми, и только подростков все достало, и они хотят тупо сдохнуть", то этот Гамлет как раз взрослый. (Вот теннантовский - подросток.) Но для Гамлета он был каким-то непривычно теплым и живым. Не мрачный философ, откуда-то свысока смотрящий на этот безумный мир, а человек, у которого действительно отняли не смысл, а радость жизни. Если бы смысл! Да смысл он на ходу придумает, и еще пару штук про запас, на всякий случай, недаром философии учился. У этого Гамлета даже знаменитое "the time is out of joint" (как ты его ни переводи) звучит не столько отчаянием, сколько надеждой. Распалась связь времен? Век расшатался? Может, и правда - всего лишь век?.. Нет, он с самого начала знает, что надежды нет - но до самого конца с этим не смиряется.
Все эти детские игрушки, разбросанные по сцене - не признак инфантильности, а символ утраченного мира, еще не лишенного живого тепла. В этом, оставшемся, можно найти и смысл, и цель - да вот хотя бы в том, чтобы честно исполнить сыновний долг. Просто это ничего не изменит. Единственное, чего можно добиться - довести концентрацию яда в этом отравленном воздухе до того, что в нем уже никто не выживет.
Наверное, дорановская постановка и правда глубже и серьезнее. Но я рада, что увидела и такого Гамлета - почти весело дурачащегося в сценах притворного безумия, в кои-то веки не выглядящего лицемером, когда произносит "I must be cruel only to be kind", и умирающего так, что его действительно по-детски очень хочется все-таки как-нибудь спасти, потому что нет в его смерти ни облегчения, ни смирения - ничего, на чем можно успокоиться.