Сaballo_marino (caballo_marino) wrote,
Сaballo_marino
caballo_marino

Categories:

О стандартах

Подробно о проекте нового образовательного стандарта (который, кстати, почти наверняка останется проектом и не вступит в силу даже в 2020 году, как предполагается сейчас) - тут:
http://svollga.livejournal.com/84038.html

И немного о том, что меня удивило в бурных жж-шных обсуждениях.
Удивила странная уверенность, что школа - это вообще единственное место, где можно чему-то научиться. Поэтому нужно напихать в программу вообще все, потому что "никогда не знаешь, что в жизни пригодится". Да когда оно пригодится в жизни, то почти наверняка придется обучаться на месте, притом независимо от того, был у вас такой предмет в школе или нет :)) Вот у меня английского в школе не было, а я его худо-бедно знаю. И те, кто изучал его в школе, сплошь и рядом знают еще более худо и более бедно. Или опять же учат самостоятельно. А вот немецкий, который в школе был, улетучился без следа. И вообще лучше всего я знаю то, чему училась до школы, после школы или помимо школы - по необходимости или для собственного интереса. Пожалуй, только это и знаю. Остальное давно выветрилось.

Конечно, для того, чтобы самостоятельно и сознательно заниматься тем, что "пригодится в жизни", нужно иметь какую-никакую базу знаний в самых разных областях. Так для этого вроде бы в школе и есть первые девять классов. Но опять же откуда-то берется страх, что если человек изучал историю пять лет, а не семь, то он никогда не будет знать, кто с кем воевал во Второй мировой и когда отменили крепостное право. А если литературу последние два года будет проходить в комплекте с родным языком, то и язык забудет, и классиков никогда не прочитает. А ведь большинство пишущих язык этот не изучали уже несколько лет как минимум. А кто-то и несколько десятков лет. Почему-то не забыли? Что касается классиков, то я всегда читала их за пару лет до того, как начнут "проходить" в классе. Сначала просто так получилось, а потом поняла, что это единственный способ сохранить удовольствие от чтения и не убить интерес. Какая вообще цель у этих уроков? Заставить прочитать (а точнее, сделать вид, что прочитали) все, что положено, тут же, не сходя с места, потому что если не заставить сейчас, то потом никто эти книги никогда в руки не возьмет? (Интересно, кто же их читал до того, как они вошли в школьную программу?) Да не будут они читать, если не хотят! Найдут краткие пересказы, готовые сочинения спишут, потратят уйму времени на бесполезную и даже вредную работу. Кому это надо?

Кроме того, я внимательно почитала возмущенные комментарии учителей и скажу честно - я бы у этих людей учиться не хотела. Они уныло и явно по привычке хамят, обзывая оппонентов идиотами и дегенератами. Они функционально неграмотны - не умеют понимать смысл текста, зато замечательно натренированы улавливать или додумывать "идею" ("не за нас") и многословно и с пафосом разоряться по этому поводу. Спасибо школьным урокам литературы, которые именно этому и учили. Луч света, мрак царизма, лишние люди, но никто не в курсе, почему Каренин жене развода не давал и почему Онегин на дуэли не мог выстрелить в воздух :))) Они мыслят и изъясняются какими-то кондовыми штампами, словно отлитыми из чугуна: "оболванивание наших детей", "готовят рабов для олигархов" (или американцев), "современные дети", которые уже по определению куда хуже и глупее несовременных, и т.п. Они непоколебимо убеждены, что шестнадцатилетний человек непременно глуп, ничего не понимает, совершенно неспособен принимать никакие решения и делать самостоятельный выбор даже в самых узких рамках (а те, что предлагает этот самый стандартный скандал... тьфу, скандальный стандарт, - действительно очень узкие). Поэтому все за него должны выбирать и решать старшие. "Может, еще первоклассникам разрешим выбирать уроки?!" - возмущаются они. Видно, совершенно искренне полагают, что между первоклассником и десятиклассником в плане личностной зрелости нет никакой разницы. Один непременно выберет конфеты вместо супа, а второй из литературы продвинутой и литературы в комплекте с русским выберет гонять собак по улице. Правда, такой возможности ему никто не собирается предоставлять, но ведь стоит только начать! Только дай им один раз что-то из чего-то выбрать - и вся система образования и воспитания накроется тазом. Честно говоря, я-то была уверена, что больше всего нареканий вызовет обязательность "России в мире", ОБЖ и еще какой-то неведомой фигни, которая сожрет опять черт знает сколько времени. Блин, даже в СССР отдельного урока патриотизма вроде бы не было! Но оказывается, это все ничего. А вот возможность хоть какого-то минимального выбора всех возмутила до глубины души. Не допустим - не забудем - не простим.

Вот думаю - а какая школа была бы идеальной для меня в шестнадцать лет? Думаю, мне наверняка понравилась бы идея выбора предметов, но еще больше хотелось бы возможности изучать любой предмет самостоятельно (кроме тех, что предполагают практические занятия) и сдавать экзамены и зачеты независимо от того, ходила я в году на эти уроки или нет. Как раньше кухаркины дети и нацменьшинства - "экстерном при учебном округе", без предварительного получения разрешения на экстернат, без обязательного согласия родителей. Сэкономила бы кучу времени и нервов. Конечно, это было неосуществимо тогда и тем более неосуществимо сейчас, когда считается, что ребенок и даже подросток ни минуты не должен быть предоставлен сам себе, но как же мне этого хотелось!
Tags: надо доругаться, о ЖЖизни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments