Сaballo_marino (caballo_marino) wrote,
Сaballo_marino
caballo_marino

Categories:

Старческое ворчание

Я, конечно, записная пессимистка и паникерша и знаю это за собой. К тому же я просто не настолько часто сталкиваюсь с детьми и молодежью, чтобы делать уверенные выводы. Но когда сталкиваюсь, меня раз за разом удивляет одно обстоятельство.

Вот бывают такие навыки, которыми раньше люди владели массово, а теперь или вовсе никто это делать не умеет, или редкие специалисты и энтузиасты. Знание древних языков на уровне, достаточном, чтобы потолковать об Ювенале или читать охотно Апулея, а Цицерона не читать. Каллиграфическое письмо перьевой ручкой - то самое, "с нажимом". Умение спрясть нитку из шерсти...

Так вот, мне все больше кажется, что куда-то в эту область потихоньку отползает совершенно обыденный навык, которым еще недавно овладевали, за редкими исключениями, годам к восьми (а многие к пяти-шести, а кто-то еще раньше) и владели все поголовно. Обычное беглое чтение!

Нет, у нас в классе тоже были дети, которые и в тринадцать читали кое-как. Но, во-первых, их было очень мало. Во-вторых, это все были закоренелые, хронические двоечники, фактически "отпавшие от школы" еще в началке. Всем было ясно, что после восьмого они уйдут со справкой и дальше учиться не будут. Но уже в середине девяностых, когда я изображала учительницу в седьмом классе (университетская практика), там больше половины детей читало с трудом, некоторые - с большим. В том числе прилично успевающие. И сейчас, кажется, уже никого не удивляет, когда в нормальной благополучной семье нормальный благополучный ребенок, даже с хорошими отметками в школе, в десять-одиннадцать лет читает по слогам. И в школе к нему претензий нет - беглое чтение считается уже необязательной роскошью, вроде того самого нажима при письме. Если кто-то может похвастаться - молодец, но в принципе не требуется. И даже студенты, сколько раз слышала - ну, не по слогам, но с явным затруднением читают: не видят сразу слово, а тем более следующие за ним, а разбирают каждое в отдельности и только потом произносят, часто даже не так, как оно произносится, а так, как написано (в слове "пошел" у них четко слышится "о", "отчего" - "г", и так далее). И им, видимо, хватает этого навыка для жизни, хотя я не представляю, как. В любом вузе столько всего перечитать надо - с такой техникой, если учиться всерьез, и половины не осилишь.

Причем я не согласна с большинством, что дело тут в компьютерах. В компьютере тоже сплошь и рядом приходится читать тексты, даже в играх. Иногда быстро. И я отлично помню, как двадцать-тридцать лет назад такую же зловещую роль приписывали телевизору. Однако же он с ней не справился :)) Что же такое случилось со следующим поколением? Или ничего не случилось, просто мне почему-то везет на нетипичных представителей? :)
Tags: само собой и вообще, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 40 comments